Данный словарь призван облегчить для новичков понимание игр в жанре ККИ, а для опытных игроков вспомнить забытые термины или может дополнить словарь терминами, которые я упустил. Смелее спрашивайте, дополняйте или исправляйте словарь и вместе мы создадим его!
Общие термины
API-код ( англ. Application Programming Interface — интерфейс программирования приложений) — это код, который позволяет двум приложениям обмениваться данными с сервера. Открытый API-код позволяет сторонним разработчикам создавать дек-треккеры, сайты с автоматическим размещением мета-отчётов и тд.
Байт, байтить (англ. bait — наживка) — провокация противника на определённое действие. Например попытка выманить ремувал противника на менее серьёзную цель перед розыгрышем настоящей угрозы.
Бустер, пак, набор — упаковка, содержащая несколько случайных карт из определенного сета. Обычно содержит фиксированное количество карт с различной вероятностью выпадения карт разной редкости. Игроки покупают бустеры для пополнения своей коллекции.
Бафф — усиление карты или юнита на столе
БМ ( англ. bad manners — плохие манеры) — проявление неуважения к оппоненту путём затягивания хода, спама эмоциями и тд
Винрейт ( англ. win rate — коэффициент выигрыша) — количество побед к количеству сыгранных партий в процентах
Вин кондишен, винкон (англ. win condition — условие победы) — карта или комбинация карт, розыгрыш которой особым образом приводит к победе.
Дебафф — ослабление карты или юнита на столе
Дейлик ( англ. daily quest — ежедневный квест) — ежедневно обновляемое задание с наградой за его выполнение
Добор — перемещение карт из колоды в руку
Драфт — формат игры, в котором игроки поочередно выбирают карточки из общего пула, создавая свои колоды на основе выбранных карт. Драфт требует стратегического мышления и адаптации к выбору других игроков.
Имба (англ. imbalanced — несбалансированный) — карта или колода, которая явно сильнее остальных и тем самым нарушает баланс силы в игре
Картонка — она же карта.
Кансер (англ. cancer — рак, онкология) — колоды или стратегии, которые считаются неприемлемо сильными, не сбалансированными или вызывающими негативные эмоции у игроков. Обычно это связано с тем, что такие колоды используют механики, которые могут быстро вытягивать игру в свою пользу, нанося урон противнику, игнорируя основные правила или создавая ситуации, в которых противник не может ничего сделать.
ККИ (Коллекционная Карточная Игра) — игра, в которой игроки создают колоды из карт, каждая из которых представляет уникальные игровые элементы (персонажи, заклинания\приказы, предметы). Игроки сражаются друг с другом, используя свои колоды для достижения победы.
Ладдер, ранкед — соревновательный или рейтинговый режим игры.
Мастхэв ( англ. must-have — обязательно) — этот термин относится к картам, предметам, заклинаниям, приказам или элементам, которые считаются практически обязательными для включения в колоду. Эти элементы обычно обладают высокой эффективностью или универсальностью, что делает их ценными в большинстве стратегий. Для успешной игры в ККИ важно понимать, какие карты являются мастхэв в текущем состоянии игры, и, по возможности, включать их в свои колоды для повышения их эффективности.
Мета, метагейм (англ. Most Efficient Tactics Available — самые эффективные доступные тактики) — текущее состояние игры, включая популярные колоды и стратегии, которые доминируют на турнирах. Знание меты помогает игрокам адаптировать свои колоды и стратегии.
Мета-отчёт — обзор на текущую мету. Составители мета-отчётов могут использовать тиры для ее отображения, но тиры могут отличаться у разных авторов, так для объективного распределения тиров инструментов не существует, если в игре закрыт API-код
Мидгейм — это средняя фаза игры, которая следует за эрлигеймом (начальной фазой) и предшествует лейтгейму (поздней фазе). В мидгейме происходят ключевые события, которые могут определить исход партии. Мидгейм — это критическая фаза, где часто решается, какая стратегия окажется более эффективной. Умение правильно управлять ресурсами и принимать тактические решения в этой фазе может стать залогом победы в игре.
Муллиган — замена карт пришедших в руку в начале раунда. Наиболее распространенным объяснением происхождения этого термина является то, что он был назван в честь игрока в гольф по фамилии Маллиган. Одна из версий гласит, что однажды после неудачного удара с мишени Маллиган снова сделал ставку и снова пробил. Он назвал это «корректирующим выстрелом», но его друзья посчитали более подходящим назвать практику в его честь.
Нерф ( англ. nerf — ослаблять) — способ балансировки игры путём ослабления карт или способностей.
Опп — оппонент
Пилот — игрок (употребляется редко).
Пилотирование колоды — умение играть колодой
Рука — карты открытые только игроку, которыми он может играть на стол
Сет — коллекция карт, выпущенных одновременно и объединенных общей темой или механикой. Каждый сет может вводить новые механики и персонажей, а также изменять правила игры
Сброс, кладбище — карты, которые вышли из игры после завершения раунда или уничтожения.
Стол — игровое поле
Стартовая рука — первые карты, которые игрок получает в начале игры.
Стратегия — долгосрочный план, который игрок разрабатывает для достижения победы. Может включать выбор карт для колоды, тактики ведения боя и предсказание действий противника.
Тильт (англ. tilt — наклон) — гнев игрока, провоцирующий на нерациональные действия и агрессию. В состоянии тильта игроки часто начинают играть хуже, чем обычно, из-за потери концентрации и рационального анализа. Это может привести к еще большему количеству поражений. Широкую известность этот термин приобрел, когда появился в активном словаре игроков в покер.
Тир (англ. tier — ярус) — распределение колод в сезоне по рейтингу успешности в условиях меты. Как правило, это топ три «яруса»: тир 1 — самые сильные колоды, тир 2 — колоды послабее, тир 3 — колоды слабее первых двух, но всё ещё рабочие. Тир составляется из колод, которыми играют профессиональные игроки, и выражает субъективную точку зрения составителя. Составители мета-отчётов используют тиры для ее отображения, но тиры могут отличаться у разных авторов, так для объективного распределения тиров инструментов не существует, если в игре закрыт API-код
Фитилить — намеренно затягивать ход пока не закончится время на размышление. Пришел термин из игры HearthStone, где время ожидания отображается в виде горящего фитиля.
Хайролл (англ. high roll — удачный бросок) — это ситуация, когда игроку удается достичь особенно удачного или мощного результата, обычно благодаря везению или благоприятному стечению обстоятельств. Хайроллы могут значительно повлиять на ход игры, иногда даже решая её исход. Однако из-за их зависимости от везения, полагаться исключительно на хайроллы в стратегии не всегда надежно. Тем не менее, наличие карт или стратегий, которые позволяют потенциально хайроллить, может добавить элемент неожиданности и мощности в игру.
Хитпоинты (HP) — показатель здоровья игрока\штаба\героя или существа. Когда HP достигает нуля, игрок или существо считается побежденным.
Эндгейм, лейтгейм — финальная стадия игры, когда игроки используют свои оставшиеся ресурсы и карты для достижения победы. В этом этапе часто требуется особая стратегия, так как количество доступных ресурсов может быть ограничено.
Эрлигейм ( англ. early game) — это начальная фаза игры, когда игроки только начинают разыгрывать свои карты и развивать стратегию. Эрлигейм важен для установления базы, на которой будет строиться дальнейшая стратегия игрока. Удачный старт может дать значительное преимущество в игре, поэтому правильное планирование и выполнение действий в этой фазе имеет большое значение.
Карты
АоЕ — (англ. Area of Effect — площадь эффекта) — эффект, который может воздействовать (наложить эффект, нанести урон, усилить) на все юниты, находящиеся на столе.
Берн ( англ. burn — ожог) — карты, наносящие прямой урон основной фигуре противника ( штаб, герой, нексус и тд)
Дефендер, стенка, охрана — юнит со способностью защищать другие юниты на столе
Колода — набор карт, который игрок использует в игре. Колода может быть собрана из карт, доступных игроку, исходя из правил формата. Обычно состоит из фиксированного количества карт (например, 40 карт в стандартных форматах).
Кост ( англ. Cost — цена, стоимость) — ресурс, необходимый для разыгрывания карты или активации способности. Косты могут быть в виде маны, кредитов, здоровья, времени или других игровых ресурсов.
Редкость — классификация карт по их доступности. У разных игр могут свои названия в классификации, но тем не менее обычно они имеют одни общие черты:
- Общие, каммонки (Common) — карты, которые проще всего получить.
- Редкие, рарки (Rare) — менее распространенные карты.
- Эпические, эпики (Epic) — карты, которые труднее найти.
- Легендарные, легендарки (Legend) — самые редкие и обычно мощные карты в сетах.
Ремувал (англ. removal — устранение) — это термин, который используется для обозначения карт или механик, позволяющих игроку удалять карты противника с поля боя. Ремувал может включать в себя уничтожение, изгнание или нейтрализацию вражеских юнитов и заклинаний
Сало ( англ. silence — тишина) — эффект, который запрещает или ограничивает использование способностей карт или героев\юнитов.
Техкарта — карта, которая не подходит общей идеи колоды, но присутствует в ней для нейтрализации угроз противника. Это может быть ремувал, сало, блок и тд. Также техкартами называют карты, которые имеют особые механики или условия использования, требующие от игрока определенных технических навыков или стратегического мышления для эффективного применения.
Топдек — верхняя карта в колоде
Топдекнуть — вытащить с верха колоды наиболее удачную для себя в данный игровой момент карту
Колоды
Агро — это тип колод, которые сосредотачиваются на быстрой и агрессивной стратегии, направленной на нанесение урона противнику в самые короткие сроки. Основная цель агро колод — как можно быстрее сократить здоровье противника до нуля, часто игнорируя защиту и контроль поля.
Архетип — колода с устоявшимися характеристиками, играющая особым, характерным только для неё образом.
Берн — это тип колоды, названной так по одноименной стратегии, которая заключается в нанесении урона противнику напрямую, часто без необходимости взаимодействия с его существами или картами. Такие колоды стремятся быстро снизить жизнь противника до нуля, используя заклинания, способности и карты, которые наносят урон.
Глина, грязь — откровенно сильные колоды, которые не требуют особых навыков и опыта для победы, однако имеют неоправданно высокий винрейт и поэтому они негативно воспринимаются игроками.
Дека — колода.
Деклист — список колод.
Декбилдинг — сбор колоды.
Дискард — это тип колоды, которая фокусируется на механике сбрасывания карт. В таких колодах игроки пытаются заставить противника сбрасывать карты из его руки или использовать свои собственные карты, чтобы сбросить их для получения различных преимуществ.
Заспам (англ. spam — массовая рассылка ненужных посланий) — архетип, сосредоточенный на создании большого количества дешёвых отрядов, способных заполнить стол. Такие колоды также могут называть Swarm от английского «рой».
Токены — это отряды, которые могут быть призваны только при разыгрывании определённых карт, сами по себе такие отряды в колоде отсутствуют. Токен колоды сосредоточены на массовом создании таких юнитов ( как правило они сами по себе слабы) и последующем их массовом баффе.
Синергия — это сочетание карт, которые дополняют, усиливают и поддерживают друг друга. Если несколько карт, сыгранных вместе либо находящихся вместе в игре, оказываются мощнее или дают больше возможностей, чем сумма их сил и возможностей по отдельности, говорят, что между этими картами есть синергия
Матчап — встреча двух определённых колод.
Миррор (англ. mirror — зеркало) — партия между одинаковыми колодами
Милл (англ. mill — измельчать) — архетип, сосредоточенный на истощении колоды оппонента.
Мидрейндж — характеризуются сбалансированным составом. Основная задача такой колоды — спокойно контролировать стол в ранней игре, и быстро нарастить темп и силу в середине игры.
Сборка — колода определённого архетипа со своими техкартами, числом копий карт.
Темп — это тип колоды, который фокусируется на контроле темпа игры, позволяя игроку постоянно оказывать давление на противника, не позволяя ему раскачаться и установить контроль над игрой. Темпо колоды стремятся к быстрой реализации своих планов, используя комбинацию быстрого разыгрывания карт и стратегий, направленных на максимизацию эффективности каждого хода
Контроль — это тип колоды, который сосредоточен на управлении игрой и подавлении действий противника. Основная цель контроль колоды заключается в том, чтобы контролировать поле боя, минимизируя угрозы со стороны противника, и постепенно накапливать преимущества, чтобы в конечном итоге одержать победу.
Рамп ( англ. ramp — скачок) — это тип колоды, который сосредоточен на быстром увеличении ресурсов ( маны\кредитов\энергии) для разыгрывания мощных карт или существ раньше, чем это обычно возможно. Рамп колоды стремятся к тому, чтобы максимально ускорить развитие своих ресурсов для получения доступа к сильным эффектам и юнитам на ранних стадиях игры.
Фановые колоды — в основном это колоды, которые не обладают значительной мощью и созданы для игры в своё удовольствие не обращая внимания на результат.
ОТК ( англ. One Turn Kill — убийство за один ход) — это разновидность комбо-колод, которые стараются собрать единственное комбо, убивающее противника за один ход
Комбо — это тип колоды, который фокусируется на создании мощных комбинаций карт, которые, будучи разыгранными вместе, могут приводить к значительным эффектам, победе или другим игровым преимуществам. Основная цель комбо колод — реализовать сложные цепочки действий, которые часто невозможно остановить, если противник не знает, как с ними справиться
Самоурон, селфдамаг — это колода, в которой игрок наносит урон себе для активации различных эффектов карт или получения преимуществ. Эта стратегия может быть рискованной, но при правильном подходе может привести к быстрому и эффективному завершению игры.
Турниры
Bo3 (Best of 3) — это формат проведения матчей в карточных играх и других соревновательных играх, который подразумевает, что игроки или команды сражаются друг с другом в трех партиях. Для победы необходимо выиграть две из трех партий. Формат BO3 часто используется в турнирах и соревнованиях, так как он обеспечивает более полное представление о навыках игроков и их способностях адаптироваться к различным ситуациям.
Сингл-элиминейшн (Single Elimination) — это формат турнира, в котором игроки соревнуются в парах, и проигравший выбывает из турнира. Победители проходят в следующий раунд до тех пор, пока не останется один победитель.
Дабл-элиминейшн (Double Elimination) — это формат турнира, в котором игроки могут потерять одну игру и всё ещё продолжать участвовать в турнире. В турнире присутствуют две сетки — верхняя и нижняя. Проигравший в верхней сетке переходит в нижнюю сетку, где может продолжать борьбу за победу.
Швейцарка (Swiss) — это формат турнира, в котором все игроки играют определённое количество раундов (обычно от 4 до 6). Игроки с одинаковым количеством побед играют друг с другом в последующих раундах. В конце турнира определяется победитель на основе результатов.
Раунд Робин (Round Robin), круговая система — это формат турнира, в котором каждый игрок сражается со всеми остальными игроками по очереди. Итоговые результаты определяются по количеству побед, и игрок с наибольшим количеством побед становится победителем.
Заключение
Этот словарь поможет вам лучше ориентироваться в терминах и концепциях, используемых в коллекционных карточных играх!
Если вы хотите дополнить словарь или узнать какой-то термин, который не упоминался в словаре — дайте знать в комментариях и я с удовольствием дополню словарь.